COSOC

Запись в реестре №5672 от 26.07.2019 произведена на основании приказа Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от  25.07.2019 №412

Класс программного обеспечения по классификатору программного обеспечения, утвержденному приказом от 31.12.2015 № 621

Основной класс:

04.13 Системы сбора, хранения, обработки, анализа, моделирования и визуализации массивов данных

Состав и назначение решения

Программное решение ситуационного центра COSOC предназначено для информационно-аналитической поддержки процессов управления состоянием объектов/территорий,  выполняемых в повседневном режиме или в условиях чрезвычайных/кризисных ситуаций, в том числе:

  1. анализ и оценка ситуаций на основе информации о событиях и угрозах, поступающей из различных источников;
  2. поддержка принятия решений на основе распознавания типовых ситуаций;
  3. прогнозирование процесса развития состояния объектов;
  4. координация действий органов власти, местного самоуправления, ведомственных органов оперативного управления, дежурно-диспетчерских и оперативно-дежурных служб, а также сил и средств при ликвидации последствий чрезвычайных/кризисных ситуаций природного, техногенного и социального характера, реагировании на иные события, влияющие на безопасность, комфортность и иные параметры, описывающие жизнедеятельность населения.

Программный комплекс включает следующие компоненты:

  1. COSOC.BG - специализоированный набор инструментов для анализа событий и угроз в соответствиис концепцией EDXL / CAP для решений ПАК БГ и аналогичных.
  2. COSOC.VIDEO - специализоированный набор инструментов для анализа видео высокого разрешения получаемого от аппаратных решений в составе комплексов машинного зрения.
  3. COSOC.AI - специализоированный набор инструментов для анализа данных методами машинного обучения.

Основные функции COSOC.BG

  • прием и фиксация сообщений от субъектов (различные ДДС, коммунальные службы, граждане и тд.) и объектов (SCADA-систем, видеокамер, и т.п.)  в централизованном или децентрализованном хранилище;
  • отображение информации о сообщениях как на картооснове, так и в списке (ленте новостей) в соответствии с выбранными правилами;
  • обработка сообщений по заранее настроенным алгоритмам и правилам;
  • расчет и отображение ключевых показателей, описывающих текущую ситуацию по направлениям деятельности объекта мониторинга;
  • распознавание и оценка сложившейся ситуации на основании полученных сообщений;
  • выбор предлагаемого плана реагирования на основании накопленной базы данных;
  • моделирование сложившейся ситуации (имитационное, динамическое и др.) с возможностью ответа на вопрос «Что будет, если» а также « что было бы если»;
  • формирование базы планов реагирования;
  • отображение расположения объектов критической инфраструктуры, сил и средств на картооснове;
  • отображение общей картины обстановки конкретной ситуации на карте местности;
  • создание списков записей сообщений о событиях для последующего их воспроизведения с целью детального разбора ситуаций или проведения учений.

Источники информации

Информация о событиях и угрозах поступает от внешних источников (субъектов или объектов) в формате Common Alerting Protocol (CAP, Протокол Общего Оповещения).  CAP – это xml-формат, поддерживаемый Организацией по развитию стандартов структурированной информации (ОРССИ), а также определенный в Рекомендации МСЭ-Т X.1303.
В качестве источников информации могут использоваться:

  1. мобильные устройства, позволяющие гражданам сообщать о событиях и угрозах;
  2. стационарные устройства «тревожная кнопка»;
  3. обслуживаемые и необслуживаемые системы сенсоров (транспортных, метеорологических, экологических, специальных…);
  4. системы интеллектуального видеонаблюдения;
  5. дежурные диспетчерские службы;
  6. внешние системы, передающие информацию по каналам межведомственного взаимодействия (включая международные);
  7. средства массовой информации, телеграфные агентства;
  8. публичные сервисы.

Описание решения

Форматы входящих сообщений, правила и алгоритмы обработки сообщений, формулы расчета ключевых показателей, методы распознавания типовых ситуаций, прогнозные модели, описания сил и средств разрабатываются в составе моделей  каждой предметной области (вида деятельности), описываемых в COSOC наборами xml-файлов.
COSOC строится на основе сервис-ориентированной архитектуры, основным элементом которой для взаимодействия с внешними источниками данных, а также смежными системами является Интеграционная Платформа. 

Информация из CAP-сообщений извлекается в соответствии с регламентами обмена, при необходимости, группируется, после чего проводится ее обработка по заранее заложенным в COSOC алгоритмам и методикам на трех иерархических уровнях, в соответствии с предложенной IBM Component Business Model:
1)    уровня непосредственного реагирования на событие;
2)    уровня принятия тактических решений по ситуациям;
3)    уровня принятия стратегических решений.

Информационное обеспечение

Для обеспечения расчетов, алгоритмов и методик работы, в COSOC заложено следующее информационное обеспечение:
1.    Справочник CAP-сообщений, включающий описание типов и кодов сообщений, перечень внешних источников, привязанных к данным типам сообщений.
2.    Справочник внешних источников сообщений, включающий описание типов источников, а также параметров протоколов обмена с ними, включая методы построения запросов к ним и характеристики формируемых запросов.
3.    Классификатор KPI , описывающий, по сути, модель предметной области,  включающий, в том числе, алгоритмы расчета KPI, пороговые значения.
4.    Кодификатор типовых тактических ситуаций, содержащий перечень типовых тактических ситуаций,  перечень значений KPI, одиночных и групповых CAP-сообщений, по которым может распознаваться ситуация, перечень запросов дополнительной информации из внешних источников (или вводимых вручную), а также формализованные критерии оценки всей совокупности параметров.
5.    Реестр Планов реагирования, содержащий по каждому Плану подробный перечень мероприятий, привязанный к Силам и Средствам, которые задействуются при их выполнении.
6.    Справочник Объектов Критической Инфраструктуры, включающий паспорт объекта с указанием географических координат расположения объекта;
7.    Справочник типов Сил и Средств, содержащий описания типов ресурсов, как людских, так и технических, которые задействуются при выполнении Планов действий. 
8.    Паспорта Сил и Средств, описывающие реальную ситуацию с наличием и расстановкой ресурсов, согласно Справочнику Сил и Средств.
9.    Технические условия (ТУ) взаимодействия внешних источников данных и смежных систем, которые регламентирует обмен информацией.
 

Публикации

Презентации